Передать сведения по воде: Передача показаний счетчиков воды / Госуслуги Москвы

Водоканал

Уважаемые жители города Волгодонска!

В рамках капитального ремонта сетей, находящихся на балансе МУП «Водоканал», в 2020 году выполнены работы по капитальному ремонту объектов:

1. «Уличный хозпитьевой водопровод от ТВ1 до ВК7, протяженностью 253,85 м. Литер:3. Инвентарный номер: 1361. (Участок от ТВ1 до ВК5, протяженностью 210,3м.)» по пер. Утреннему.

Общие данные: Выполнена замена стального трубопровода Д125мм на ПЭ100 SDR17 Д110 мм, протяженностью 210,3 м. Работы проводил подрядчик ИП Козиков А.Н.

2. «Уличный хозпитьевой водопровод от ВК9 до ВК2. Литер: 1. Протяженность: 118,9300 м. Инвентарный номер: 1327» по пер. Свободный.

Общие данные: Выполнена замена асбестоцементного трубопровода Д100мм на ПЭ100 SDR17 Д110 мм, протяженностью 118,9300 м. Работы проводил подрядчик ИП Козиков А.Н.

3. «Уличный хозпитьевой водопровод от 3/В-34 до ВК73/ПГ, протяженностью 317,79 м. Литер: 4. Инвентарный номер: 392» по ул. Степной. Общие данные: Выполнена замена стального трубопровода Д400мм на ПЭ 100 SDR17 Д400 мм, протяженностью 317,79 м.

Работы проводила подрядная организация ООО «Донмонтаж».

4. «Уличный хозпитьевой водопровод от ВК66 до ВК49. Литер: 2. Протяженность 966,25 м. Инвентарный номер: 325» по ул. Ленина. Общие данные: Выполнена замена стального трубопровода Д200мм на ПЭ 100 SDR11 Д225 мм, протяженностью 966,25 м. Работы проводила подрядная организация ООО «Стройиндустрия»).

5. «Магистраль канализации от К153 до ГК146, протяженностью 630,2 м. Литер:2». (Участок от ГК149′ до ГК152 протяженностью 140,2 м.п.) по пр. Мира. Общие данные: выполнена замена железобетонного трубопровода Д900мм на трубопровод Корсис Д800мм, протяженностью 140,2 м.п. Работы проводила подрядная организация ООО «Стройиндустрия».

6. «Магистральная канализация от КНС-11 до 469КГ, протяженностью 3646,23м. Литер:1». (Участок от КП471 до К470вант две нитки общей протяженностью 1017,4 м.п.). Участок расположен вдоль ул. М. Кошевого от проспекта Мира до ул. Индустриальная. Общие данные: выполнена замена стального трубопровода Д500мм на трубопровод ПЭ Д315мм, протяженностью 1017,4 м. п. Работы проводила подрядная организация ООО «Стройиндустрия».

AO «МКС-Новосибирск» — О передаче показаний индивидуальных приборов учета воды (ИПУ)

Уважаемые собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах!

В целях своевременного и правильного начисления платы за индивидуальное потребление и платы за потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества просим вас снимать и передавать показания счетчиков воды

с 20 по 23 число текущего месяца включительно.

Если показания ИПУ передать позже указанных сроков в текущем месяце, плата за горячую и холодную воду будет рассчитана по среднемесячному объему потребления. В следующем месяце будет выполнен перерасчет с учетом переданных показаний.

Если показания ИПУ не передавать в течение трех месяцев подряд, плата за горячую и холодную воду будет рассчитана по среднемесячному объему потребления, затем – по нормативам потребления.

Кроме того, для снижения разницы в показаниях приборов учета и снижения платы просим вас:

  • снимать показания в один и тот же день;
  • следить за сроками поверки ИПУ, так как по завершению срока поверки плата за горячую и холодную воду будет рассчитана по среднемесячному объему потребления, затем – по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента без последующего перерасчета.

Передавать показания рекомендуется с использованием электронных сервисов:

  1. В личном кабинете управляющей организации.
  2. Через мобильные приложения «Мои счета».
  3. В личном кабинете на сайте ГИС ЖКХ.

 

Помните: своевременная передача показаний ИПУ

– это правильность начислений за фактическое индивидуальное потребление коммунальных ресурсов и содержание общего имущества! 

 

О передаче показаний водосчетчиков — МУП Водоканал

Уважаемые абоненты!

Для собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых домах (МКД), находящихся на непосредственном способе управления (НСУ) или имеющих прямые договоры ресурсоснабжения, и собственников жилых домов (частный сектор) Правилами № 354 от 06.

05.2011г. предусмотрено право: передавать показания приборов учёта (холодной и горячей) воды с 23 по 25 число каждого месяца для проведения корректных расчетов.

Передать показания индивидуальных приборов учета холодной воды (для расчета за холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды), горячей воды (для расчета водоотведения горячей воды) вы можете следующими способами:

  1. При оплате в кассах Хакасского Муниципального Банка (ХМБ).
  2. По телефону многоканальному: 302-190.
  3. Через СМС сообщения на номер: 8-923-216-93-61 с указанием адреса, либо номера лицевого счета, показаний счетчика холодной воды (ХВС) и горячей воды (ГВС). Пример: пр. Ленина 78-2 ХВС-00118 ГВС-00032
  4. Для жителей частных жилых домов и собственников квартир МКД (многоквартирных домов) г. Абакана передавать показания можно на эл.почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. придерживаясь строго определенного формата.

Для корректной передачи показаний, отправьте электронное письмо на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. без вложений.

Тело письма должно содержать текст строго следующего формата:


ААААААААА ВВВВВВВВВ ККККККК,ЛЛЛ, где


ААААААААА — номер лицевого счета 
ВВВВВВВВВ — номер прибора учета
ККККККК,ЛЛЛ — текущие показания (кубометры,литры).
Между каждым набором цифр — пробел.
информация по каждому прибору учета — в отдельной строке.

Пример:
1200500180 123456789 150,123
1200500180 987654321 120,145


Уважаемые абоненты!

Настоящий адрес электронной почты (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) существует исключительно для передачи показаний холодной и горячей воды в определенном формате.

Любая другая информация (свидетельства о поверке, заявления, акты регистрации ИПУ) направляются на почтовый адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


      5. Передать показания счетчиков горячей и холодной воды можно через личный кабинет от ХМБ.

          Для работы в сервисе пользователь должен зарегистрироваться в личном кабинете услуги «ХМБ-квартплата» на сайте https://kvartplata.kbhmb.ru

          Для регистрации:

  • Зайти на сайт https://kvartplata.kbhmb.ru.
  • Нажать кнопку «РЕГИСТРАЦИЯ».
  • Заполнить поля карточки «РЕГИСТРАЦИЯ», для регистрации потребуются данные: фамилия, имя, отчество, номер мобильного телефона, адрес электронной почты пользователя, логин и пароль (задать самостоятельно). Данные надо внести в соответствующие поля.

После регистрации войти под своими учетными данными в личный кабинет, добавить адреса объектов недвижимости, жилищно-коммунальные услуги в которых Вы оплачиваете ежемесячно.

Оплатить имеющуюся задолженность в личном кабинете «ХМБ-квартплата» возможно с использованием банковских карт Visa/MasterCard/MИР.

Более подробную информацию о новом сервисе «ХМБ-квартплата» Вы можете получить на страничке:

https://kbhmb.ru/news/main_news/267-novaya-usluga-ot-hakasskogo-munitsipalnogo-banka-hmb-kvartplata.html

6.  Передать показания можно лично по адресу г. Абакан , ул. Лермонтова,10 с понедельника по пятницу с 08-00час. до 12-00 час. и с 13-00час. до 17-00час.

Для юридических лиц

 (нежилые помещения в МКД и отдельно стоящих объекты) передавать показания приборов учета (холодной и горячей) воды по тел. 302-120 или по адресу: ул.Катерная, 38.

Правилами № 644 от 29.07.2013г., № 776 от 04.09.2013г. для юридических лиц предусмотрена обязанность передавать показания  в ресурсоснабжающую организацию (РСО) на последнее число расчетного периода.

Передача показаний

Передача показаний

Как передать показания

Передать показания индивидуальных приборов учета можно одним из нескольких способов:

1.

Ежедневно по 25 число каждого месяца по телефону 8-800-234-29-39 (звонок бесплатный, пн. – сб. 10:00 – 19:00)

2. В личном кабинете.

3. С помощью СМС-сообщений по номер 8-924-111-13-25.

4. Принести в центр обслуживания потребителей Энергосбыта – филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт»

Схема передачи показаний с помощью СМС за электроэнергию и горячее водоснабжение по номеру 8-924-111-13-25

СМС должны быть в формате:

Номер лицевого счета – пробел – показания электросчетчика – пробел – показания счетчика ГВС 1 – пробел – показания счетчика ГВС 2 – пробел – показания счетчика ГВС 3 ….

Никаких уточняющих комментариев (адрес, фамилия и т.д.) указывать в СМС не нужно.

Если значение потребления не целое число, то для разделения целой и дробной части используется точка.

Пример СМС: 900000018940 17400 80.3 168.3, где

900000018940 – лицевой счет

17400 – показания электросчетчика

80. 3 – показания счетчика ГВС 1

168.3 – показания счетчика ГВС 2

Если абонент не собирается передавать показания электросчетчика, то вместо них нужно обязательно поставить ноль.

Пример СМС без показаний электросчетчика: 900000018940 0 80.3 168.3, где

900000018940 – лицевой счет

0 – показания электросчетчика

80.3 – показания счетчика ГВС 1

168.3 – показания счетчика ГВС 2

После отправки СМС должно прийти сообщение о том, что показания приняты. В случае какой-либо ошибки отправителя в ответном СМС будет указано, что потребитель неверно набрал номер лицевого счета, либо занизил показания в сравнении с показаниями предыдущего периода.

Городской расчетный центр Новороссийск

Уважаемые потребители!

В соответствии с требованиями ПП РФ № 354 с 01.03.2020 показания индивидуальных приборов учёта(ИПУ) предоставляются не позднее 25-го числа текущего месяца.

Способы и сроки указаны в таблице:

Для абонентов АО «Новороссийская управляющая компания»

Сроки Способы
с 20 по 24 число cообщение на WhatsApp с адресом квартиры (или ЛС) и показаниями ИПУ на номер +7(918)058-31-63
эл. почта [email protected] (без цитирования предыдущих сообщений):
ящик, установленный на Вашем доме (обязательно наличие адреса и/или ЛС) до 9:00
с 20 по 25 число звонок оператору по телефону: 8(8617)301-679 с 8:00 до 17:00 в будние дни
личный кабинет пользователя на сайте: Lk.novgrc.ru
ящик, размещенный в кассах ООО «ГРЦ»

Для абонентов АО «АТЭК» филиал «Новороссийские тепловые сети»

Сроки Способы
с 20 по 24 число эл.почта [email protected] (без цитирования предыдущих сообщений)
с 20 по 25 число звонок оператору по телефону: 8(8617)301-679 с 8:00 до 17:00 в будние дни
личный кабинет пользователя на сайте: Lk. novgrc.ru
ящик, размещенный в кассах ООО «ГРЦ»

Для абонентов ООО «Управляющая компания Август»

Сроки Способы
с 20 по 24 число SMS с адресом квартиры (или ЛС) и показаниями ИПУ на номер 8(989)766-46-48 (смс не должно содержать более 26 символов включая знаки препинания и пробелы).
эл.почта [email protected] (без цитирования предыдущих сообщений)
ящик, установленный на Вашем доме (обязательно наличие адреса и/или ЛС)
с 20 по 25 число звонок оператору по телефону: 8(8617) 301-679 с 8:00 до 17:00 в будние дни
личный кабинет пользователя на сайте: Lk.novgrc.ru
ящик, размещенный в кассах ООО «ГРЦ»

Радиоволны передают информацию под водой

Том Шелли сообщает о способе передачи информации по радио под волнами

Разрабатываемая система позволяет передавать электронные данные под водой с помощью электромагнитных радиоволн.

Хотя он не подходит для передачи голоса на большие расстояния, он позволяет передавать голос на короткие расстояния и, что более важно, передавать данные с высокой скоростью для управления и телеметрии.

Предполагаемое применение — это в основном оффшорная нефтегазовая промышленность, но он также имеет большой потенциал для использования в океанографических исследованиях и в вооруженных силах.

Обычное радио не работает под водой из-за проводящей природы среды, особенно в случае морской воды. Тем не менее попытки послать сообщения через воду предшествовали попыткам послать их через воздух. Примечательно, что в 1842 году Сэмюэл Морзе проложил провода вдоль каждого берега реки Саскуэханна, соединив передающий ключ и батарею с проводами с парой медных пластин вверх и вниз по течению, с гальванометром на противоположном берегу, подключенным к проводам второго набора. тарелок напротив первого набора.Это позволяло передавать сигналы через воду на расстояние почти мили. Примерно в то же время Джеймс Линдсей экспериментировал с отправкой телеграфных сигналов через пруды в Данди и его окрестностях, после чего ему удалось передать сигнал через реку Тей на расстояние более двух миль. Эти разработки привели к тому, что сэр Уильям Прис, главный инженер Главпочтамта, провел свои собственные эксперименты по беспроводной связи по проводимости, а также по беспроводной связи по индукции, после чего он вместо этого обратился к поддержке усилий умного итальянца по имени Гульельмо Маркони.

Германия стала пионером в области радиосвязи с подводными лодками во время Второй мировой войны, построив в 1941 году антенну «Голиаф» к северо-востоку от Кальбе на реке Эльбе. сигналы подводным лодкам, находящимся в Индийском океане. Сегодня морские подводные лодки общаются по всему миру из-под воды, используя чрезвычайно низкочастотный сигнал, обычно сигнал около 80 Гц при гораздо меньшей мощности, но это возможно только потому, что большая часть пути передачи проходит через атмосферу. Голосовая передача обычно считается непрактичной, за исключением системы дайвера, основанной на магнитном поле, описанной в статье Eureka за ноябрь 1970 года, потому что ослабление радиоволн, проходящих через воду, сильно увеличивается с частотой.

По этой причине в настоящее время излюбленной технологией подводной связи является акустика. Он хорошо работает в термостабильных глубоководных условиях, но ближе к поверхности на него неблагоприятно влияют температурные градиенты, окружающий шум от двигателей, а также волны и мелководье.Это также ограничено низкими скоростями передачи данных.

Wireless Fiber Systems, однако, разрабатывает систему, которая обеспечивает высокоскоростную передачу данных или голоса на расстояние до 10 метров. Менеджер проекта Марк Роудс сказал Eureka, что он будет работать на гораздо больших расстояниях, возможно, до нескольких километров, но 10 м — это максимальная разница глубин, которую он может достичь между антеннами передатчика и приемника, установленными под его понтоном в порту разработки рядом с мостом Форт в Шотландии. По горизонтали возможны более длинные расстояния, но он пояснил, что это не является честным испытанием, потому что в таких случаях передачи, вероятно, будут использовать воздушный тракт на большей части расстояния.

Революционные технологии реализованы в форме антенн, которые мы не можем описать, но можем показать, сильно отличаются от антенн, используемых для обычных служб в атмосфере, а также по чувствительности и возможностям обработки сигналов приемников.

Пути передачи данных длиной 100 метров более чем достаточно для связи между водолазами и водолазами, а также для управления и телеметрии.Если расстояние меньше, около 100 мм, можно передавать 10 Мбит / с, основной целью которого было бы избавиться от разъемов, которые всегда являются проблемой под водой с решениями, которые стоят значительных денег, особенно если у них есть работать на глубине.

Другие приложения могут включать передачу сигналов под водой между автономными подводными транспортными средствами (AUV) и базовыми станциями. Предполагается, что после завершения миссии, возможно, загрузки данных с регистраторов данных подводного наблюдения, АПА переместится в зону действия базовой станции, выгрузит на нее свои данные, получит новые инструкции и затем приступит к новой миссии.В военной ситуации одним из преимуществ использования радиоволн ограниченного диапазона является то, что они вряд ли будут обнаружены силами оппозиции.

В дополнение к системам, разрабатываемым Wireless Fiber Systems, которые, похоже, уже работают, читателям может быть интересно узнать, что существует еще проект Европейского сообщества, направленный на те же цели. Проект называется EMCOMMS, что в отличие от большинства европейских проектов не является аббревиатурой от названия «Подводная связь с использованием электромагнитных волн».Проект координируется профессором Дж. Лукасом из Ливерпульского университета, хотя на всех веб-страницах, размещенных в Ливерпуле, указано, что «Координатором этого проекта является Университет Лимерика». Веб-сайт заявляет, что он предназначен для исследования распространения электромагнитных волн в морской воде для несущих частот в диапазоне от 1 до 5 МГц на расстояниях до 1 км. В преамбуле ЕС говорится: «Теоретически и предварительными экспериментами было показано, что ЭМ-волны в диапазоне частот от 1 до 10 МГц могут распространяться на расстояния до 1000 м.Эти свойства ЭМ-волн позволяют передавать данные с высокой скоростью передачи до 1 Мбит / с. Эта высокая скорость позволит распространять сжатые видеоизображения со стандартной частотой кадров камеры (25 Гц) ». Интересно, что тесты вертикального расстояния ограничены диапазоном от 0 до 30 метров.

Другие участники: Bonn Elektronik в Оттобрунне, Norwegian Underwater Intervention в Бергене, Подводный центр в Форт-Уильям (школа подготовки дайверов) и FS Antennentechnik в Унтершлайсхайме. Проект начался в январе 2002 г. и рассчитан на 42 месяца в рамках программы «Энергия, окружающая среда и устойчивое развитие».Заявленные потенциальные области применения: сенсорные системы, визуализация, определение местоположения, измерение скорости, обнаружение и предотвращение препятствий, наведение, связь или данные, голос и дистанционное управление. Акцент делается на гражданском коммерческом и научном. DARPA, Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны США, с другой стороны, также ищет такие технологии с заявленной целью сохранения превосходства США на море, но с меньшим количеством кораблей и подводных лодок.

Беспроводные оптоволоконные системы
Проект EMCOMMS

Эврика говорит: Подводное радио искали давно, но, похоже, наконец-то стало практичным инструментом.Это должно спасти немало жизней, позволяя выполнять больше задач с помощью роботов и улучшая общение с дайверами.

Указатели

* Практическая скорость передачи данных достижима с использованием передачи электромагнитных волн под водой без недопустимых расходов или работы на очень высоких уровнях мощности

* Чем выше частота, тем короче диапазон, но даже короткие диапазоны полезны, когда они устраняют необходимость физического соединения между кабелями


Этот материал защищен законом об авторском праве MA Business. см. Положения и условия.
Разрешено одноразовое использование, а массовое копирование — нет. Для получения нескольких копий свяжитесь с отдел продаж.

Беспроводная связь прорывается через водно-воздушный барьер | MIT News

Исследователи

MIT сделали шаг к решению давней проблемы беспроводной связи: прямая передача данных между подводными и бортовыми устройствами.

Сегодня подводные датчики не могут обмениваться данными с наземными, поскольку оба используют разные беспроводные сигналы, которые работают только в их соответствующих средах.Радиосигналы, распространяющиеся по воздуху, очень быстро умирают в воде. Акустические сигналы, или гидролокаторы, посылаемые подводными устройствами, в основном отражаются от поверхности, не пробиваясь сквозь них. Это вызывает неэффективность и другие проблемы для различных приложений, таких как исследование океана и связь между подводными лодками и самолетами.

В докладе, представленном на конференции SIGCOMM на этой неделе, исследователи MIT Media Lab разработали систему, которая решает эту проблему новым способом. Подводный передатчик направляет сигнал гидролокатора на поверхность воды, вызывая крошечные вибрации, соответствующие передаваемым единицам и нулям.Над поверхностью высокочувствительный приемник считывает эти мельчайшие помехи и декодирует сигнал сонара.

«Попытка пересечь границу воздуха и воды с помощью беспроводных сигналов была препятствием. Наша идея состоит в том, чтобы превратить само препятствие в средство коммуникации », — говорит Фадель Адиб, доцент Медиа-лаборатории, который возглавляет это исследование. Он был соавтором статьи со своим аспирантом Франческо Тонолини.

Система, получившая название «трансляционная акустико-радиочастотная связь» (TARF), все еще находится на начальной стадии, говорит Адиб.Но, по его словам, это является «важной вехой», которая может открыть новые возможности в области водно-воздушной связи. Используя эту систему, например, военным подводным лодкам не нужно будет всплывать на поверхность для связи с самолетами, что ставит под угрозу их местоположение. А подводным дронам, которые следят за морской жизнью, не нужно будет постоянно всплывать после глубоких погружений, чтобы отправлять данные исследователям.

Еще одно многообещающее приложение — помощь в поиске пропавших под водой самолетов. «Акустические передающие маяки можно разместить, скажем, в черном ящике самолета», — говорит Адиб.«Если он время от времени передает сигнал, вы сможете использовать систему, чтобы уловить этот сигнал».

Декодирование вибраций

Современные технологические решения этой проблемы беспроводной связи имеют различные недостатки. Например, буи были разработаны для приема волн гидролокатора, обработки данных и передачи радиосигналов в бортовые приемники. Но они могут уплыть и потеряться. Многие из них также должны охватывать большие площади, что делает их неприменимыми, скажем, для связи подводных лодок с поверхностью.

TARF включает подводный акустический передатчик, который передает сигналы сонара через стандартный акустический динамик. Сигналы распространяются как волны давления с разной частотой, соответствующие разным битам данных. Например, когда передатчик хочет послать 0, он может передать волну, бегущую с частотой 100 герц; для 1 он может передавать волну 200 Гц. Когда сигнал попадает на поверхность, он вызывает крошечную рябь в воде высотой всего несколько микрометров, соответствующую этим частотам.

Для достижения высоких скоростей передачи данных система передает одновременно несколько частот, основываясь на схеме модуляции, используемой в беспроводной связи, называемой мультиплексированием с ортогональным частотным разделением каналов. Это позволяет исследователям передавать сотни бит одновременно.

В воздухе над передатчиком расположен новый тип сверхвысокочастотного радара, который обрабатывает сигналы в миллиметровом диапазоне волн беспроводной передачи, от 30 до 300 гигагерц. (Это диапазон, в котором будет работать будущая высокочастотная беспроводная сеть 5G.)

Радар, который выглядит как пара конусов, передает радиосигнал, который отражается от вибрирующей поверхности и возвращается обратно к радару. Из-за того, как сигнал сталкивается с колебаниями поверхности, сигнал возвращается под слегка модулированным углом, который точно соответствует биту данных, отправляемому сигналом сонара. Вибрация на поверхности воды, представляющая, например, 0 бит, заставит отраженный сигнал колебаться под углом 100 Гц.

«Отражение радара будет немного меняться, когда у вас есть какая-либо форма смещения, например, на поверхности воды», — говорит Адиб.«Улавливая эти крошечные изменения угла, мы можем уловить те изменения, которые соответствуют сигналу сонара».

Прослушивание «шепота»

Ключевой задачей было помочь радару обнаружить водную поверхность. Для этого исследователи использовали технологию, которая обнаруживает отражения в окружающей среде и упорядочивает их по расстоянию и мощности. Поскольку вода имеет самое сильное отражение в окружающей среде новой системы, радар знает расстояние до поверхности. Как только это установлено, он увеличивает масштаб вибраций на этом расстоянии, игнорируя все другие соседние возмущения.

Следующей важной задачей был захват микрометровых волн в окружении гораздо более крупных естественных волн. Самая маленькая океанская рябь в безветренные дни, называемая капиллярными волнами, составляет всего около 2 сантиметров в высоту, но это в 100 000 раз больше, чем колебания. Более бурные моря могут создавать волны в 1 миллион раз больше. «Это мешает крошечным акустическим колебаниям на поверхности воды», — говорит Адиб. «Это как если бы кто-то кричал, а вы одновременно пытаетесь услышать чей-то шепот».

Чтобы решить эту проблему, исследователи разработали сложные алгоритмы обработки сигналов.Естественные волны возникают с частотой около 1 или 2 герц — или одна или две волны, перемещающиеся по зоне сигнала каждую секунду. Однако вибрации сонара от 100 до 200 герц в сотни раз быстрее. Из-за этой разницы частот алгоритм сосредотачивается на быстро движущихся волнах, игнорируя более медленные.

Тестирование воды

Исследователи провели 500 тестовых запусков TARF в резервуаре с водой и в двух разных бассейнах на территории кампуса Массачусетского технологического института.

В танке радар размещался на расстоянии от 20 до 40 сантиметров над поверхностью, а передатчик гидролокатора размещался на глубине от 5 до 70 сантиметров ниже поверхности.В бассейнах радар располагался на высоте примерно 30 сантиметров над поверхностью, а передатчик погружался примерно на 3,5 метра ниже. В этих экспериментах исследователи также использовали пловцов, создающих волны, достигающие примерно 16 сантиметров.

В обеих настройках TARF мог точно декодировать различные данные, такие как предложение «Здравствуйте! из-под воды »- сотни бит в секунду, аналогично стандартной скорости передачи данных для подводной связи. «Даже когда вокруг плавали пловцы и вызывали волнения и водные течения, мы смогли быстро и точно расшифровать эти сигналы», — говорит Адиб.

Однако на волнах выше 16 сантиметров система не может декодировать сигналы. Следующими шагами, среди прочего, являются доработка системы для работы в более бурных водах. «Он может справиться с безветренными днями и справиться с некоторыми волнениями воды. Но [чтобы сделать это практичным], нам нужно, чтобы это работало все дни и при любой погоде », — говорит Адиб.

«TARF — первая система, демонстрирующая возможность получения подводных акустических сигналов с воздуха с помощью радара», — говорит Аарон Шульман, доцент кафедры информатики и инженерии Калифорнийского университета в Сан-Диего.«Я ожидаю, что эта новая радиолокационно-акустическая технология принесет пользу исследователям в областях, зависящих от подводной акустики (например, морская биология), и вдохновит научное сообщество на изучение того, как сделать радиолокационно-акустические связи практичными и надежными».

Исследователи также надеются, что их система в конечном итоге сможет позволить бортовому дрону или самолету, летящему над поверхностью воды, постоянно улавливать и декодировать сигналы сонара при приближении.

Исследование было частично поддержано Национальным научным фондом.

Как звук используется для передачи данных под водой? — Открытие звука в море

Компьютеры используют цифровые данные для передачи и получения информации, включая сообщения электронной почты и веб-страницы в Интернете. Можно ли передавать такие данные под водой? Может ли подводная лодка отправлять и получать электронную почту? Подводные лодки не имеют телефонных или кабельных соединений, а радиосигналы не распространяются под водой, поэтому подводная лодка полагается на звук для отправки и получения цифровых данных.

Базовая модель акустической связи. Диаграмма любезно предоставлена ​​Benthos, Inc.

На странице DOSITS о подводной коммуникации объясняется, как подводные телефонные системы используют звук для общения под водой. Эти системы производят сигналы очень низкого качества, похожие на плохое телефонное соединение, которое может возникнуть у сотовых телефонов. Телефонные модемы позволяют компьютерам передавать и получать информацию по телефонным линиям, однако они имеют небольшую скорость передачи данных и не очень хорошо работают с плохим соединением.Были разработаны специальные акустические модемы, которые могут успешно передавать цифровые данные под водой. Эти модемы преобразуют цифровые данные в подводные звуковые сигналы, которые могут передаваться между двумя подводными лодками или между подводной лодкой и надводным кораблем. Эти цифровые сигналы могут представлять слова и изображения, позволяя подводным лодкам отправлять и получать сообщения. Подводные акустические модемы относительно медленны по сравнению с телефонными или кабельными модемами на суше. Тем не менее, эта технология очень важна, потому что она обеспечивает точные и эффективные средства для отправки и получения данных под водой.

Акустические связи используются для управления подводными приборами и удаленного сбора данных. Диаграмма любезно предоставлена ​​Benthos, Inc.

Автономными транспортными средствами, работающими подо льдом, можно управлять, и их данные могут передаваться на верхнюю станцию ​​с помощью подводных акустических каналов. Диаграмма любезно предоставлена ​​Benthos, Inc.

Помимо подводников, исследователи также должны отправлять и получать данные под водой. Океанографы используют акустику для управления подводными инструментами и сбора данных, которые они собирают удаленно.Эта технология также может использоваться для управления небольшими беспилотными подводными лодками, называемыми автономными подводными аппаратами (АПА), и получения от них данных в режиме реального времени. Эти аппараты используются для океанографических исследований и других целей.

Подводные каналы передачи данных также можно комбинировать со спутниковыми каналами для передачи данных в реальном времени от приборов на морском дне ученым на берегу. Одно из применений этого метода — раннее предупреждение о цунами, вызванных подводными землетрясениями. Волны цунами возникают, когда землетрясение заставляет морское дно двигаться. Волны могут нанести большой ущерб, когда они нарастают по мере приближения к берегу. Датчики давления, установленные на морском дне, могут обнаруживать цунами. Программа оценки и отчетности о цунами (DART) Национального управления океанических и атмосферных исследований США (NOAA) установила датчики давления на дне вблизи регионов с историей возникновения цунами, чтобы исследователи могли отслеживать и прогнозировать волны цунами. Первые четыре буя DART начали работу в 2000 году.По состоянию на 2020 год NOAA поддерживает сеть из 39 буйковых станций DART, из которых 32 расположены в Тихоокеанском бассейне и семь — в Атлантическом бассейне. Есть еще 21 буев DART и не-DART, развернутые с международными партнерами для отслеживания цунами.

расположения буев DART. Сеть из 39 станций обеспечивает прибрежные районы Тихого океана, Атлантического океана, Карибского бассейна и Мексиканского залива более быстрыми и точными предупреждениями о цунами. Двадцать один буев DART и не-DART работают с международными партнерами.Изображение предоставлено: NOAA NCEI 2018. Интерактивную карту с данными в реальном времени можно найти в Национальном центре буев данных.

Данные о давлении от донных самописцев давления передаются на находящиеся поблизости надводные буи по каналам акустических данных с использованием подводных модемов. Затем данные передаются исследователям на суше в режиме реального времени через спутник. Эти данные используются для раннего предупреждения о цунами до того, как оно достигнет берега.

Схема буйковой станции NOAA DART 4G. Каждая станция DART состоит из донного датчика давления, прикрепленного к морскому дну, и пришвартованного надводного буя.Акустическая линия связи передает данные от донного датчика давления на надводный буй, а затем спутниковая линия передает данные в центр предупреждения о цунами NOAA. Иллюстрация любезно предоставлена ​​NOAA.

Данные также можно передавать с прибора на поверхность моря. Автономные наземные транспортные средства (ASV) с бортовыми и / или буксируемыми акустическими модемами и другими системами передачи данных стали важными центрами связи на море. Они выступают в качестве шлюза для передачи данных от моря к воздуху, обеспечивая более быструю и менее дорогостоящую связь между береговыми пользователями и приборами на море.Пользователи могут выполнять извлечение данных вручную, реконфигурацию системы, устранение неполадок и другие задачи без необходимости восстановления корабля или прибора. В настоящее время ASV обеспечивают наблюдение в реальном времени за вулканической и сейсмической активностью в районе, связывая морские детекторы с менеджерами на берегу и дополняя системы предупреждения о цунами. Транспортные средства также могут служить движущейся базой для подводной навигации с помощью бортовой акустической связи, используемой для поддержки и улучшения подводного GPS. Ученые представляют себе будущее, в котором рой подводных роботов будет взаимодействовать с одним ASV, причем все они будут работать в тандеме.

Роботизированные гусеницы могут переносить датчики на очень мелководье или даже в зону прибоя. Этим роботизированным гусеничным роботом, оснащенным камерой и модемом, можно управлять на значительном расстоянии с помощью акустической связи. Фото любезно предоставлено Бентосом и станцией морских береговых систем.

Наконец, акустическая коммуникационная технология занимается поиском подводных объектов. Робот-гусеничный робот имеет модем, камеру и блок цифровой обработки сигналов. Робот, пересекая морское дно, ищет объект.Когда объект обнаружен, робот посылает акустический сигнал на корабль или береговую станцию. Затем роботу можно приказать сделать снимок неподвижного кадра, сжать изображение и передать его в виде акустического сигнала, который отправляется обратно исследователю. Эта технология позволяет археологическим экспедициям сэкономить тысячи долларов на погружениях.

Дополнительные ссылки по ДОЗИТАМ

Дополнительные ресурсы

Список литературы

  • Benthos — Акустические модемы.
  • Грин, Д. (2002). Большой мониторинг морской среды. В Семинар по океану в Сеуле 1-го совещания министров АТЭС по вопросам океана, протоколы 22-23 апреля . Сеул, Корея.

Океанография — лучший способ передачи сообщений под водой | Наука и технологии

Послушайте эту историю

Ваш браузер не поддерживает элемент

Больше аудио и подкастов на iOS или Android.

РАДИО-волны не могут проникать в воду, поэтому не могут использоваться для подводной связи. Вот почему море исследуется гидролокатором, а не радаром. Но по мере того, как люди и их машины все глубже погружаются в глубины, способы построения подводных коммуникационных сетей будут приветствоваться. И исследователи из Университета Ньюкасла в Англии, возглавляемые Джеффом Нишэмом, думают, что у них есть как раз то, с чем можно их построить: акустический «наномодем».

Существующие подводные модемы, которые передают и принимают данные посредством звука, энергоемки (потребляют до двух ватт при получении сообщений и до 35 Вт при передаче) и дороги (их стоимость составляет от 5000 до 15000 фунтов стерлингов, или 7000 долларов США). 20000).Наномодемы доктора Нишама потребляют всего десять милливатт при прослушивании и 1 Вт при вещании. Они стоят около 50 фунтов за штуку. Кроме того, они размером со спичечный коробок, в десять раз меньше и тяжелее обычных сортов. Но они не страдают от уменьшения дальности действия. Они могут, как и существующий модем, транслировать на расстояние до 2 км. Более того, этот диапазон можно расширить, развернув некоторые из них в качестве сети, в которой каждый разговаривает со своими соседями, записывает сообщения и передает их.Существующие модемы тоже в принципе могут это делать. На практике их стоимость ограничивает размер сети.

Эти образцы подводного общения состоят из недорогого микропроцессора (младшая версия процессора, используемого в большинстве смартфонов) и двух настраиваемых усилителей — один для передачи сигналов, а другой для их приема. Скорость передачи составляет всего 40 бит в секунду, но это является следствием метода расширения спектра, используемого для широковещательной передачи этих битов, в котором скорость торгуется на устойчивость к помехам.Океан — шумное место, но передача одного и того же сообщения на нескольких частотах увеличивает вероятность его передачи хотя бы на одной из них. Таким образом, широковещательная передача с расширенным спектром компенсирует низкую мощность наномодема.

Около 200 наномодемов доктора Нишама уже проходят испытания в нескольких проектах. Один из них, который начался в январе, — это наблюдение за китами, организованное Британским правительственным агентством Советом по исследованиям природной среды. План состоит в том, чтобы обследовать участки, где могут быть построены оффшорные ветряные электростанции, чтобы оценить риск возникновения там помех для местных китообразных.

Такие исследования выполняются путем опускания датчиков на морское дно для записи звуков, издаваемых китами и дельфинами во время навигации, охоты и разговоров друг с другом. Это дает представление о том, какие виды присутствуют и в каком количестве. В прошлом такие исследования были трудными и дорогостоящими. Датчики должны были регистрировать и хранить шумы животных в течение недель или месяцев после развертывания, а затем должны были быть восстановлены, чтобы их данные были считаны. Добавление наномодема к датчику означает, что данные, которые он собирает, могут быть извлечены удаленно, когда это удобно (процесс становится еще проще, когда модемы являются частью сети и, таким образом, могут передавать свои данные в одну точку извлечения).Следовательно, нет необходимости восстанавливать устройства по окончании опроса.

Еще одно применение наномодемов доктора Нишама — на подводных беспилотных летательных аппаратах, известных как АПА (автономные подводные аппараты). Один из них, ecoSUB, произведенный британской фирмой ecoSUB Robotics, имеет длину менее метра, вес около 4 кг и предназначен для работы в группах, называемых отмелями, для мониторинга трубопроводов и других элементов подводной инфраструктуры. Установка наномодема на каждый дрон на мелководье позволит ему разговаривать с другими, позволяя членам мелководья координировать свои действия.

Однако провести такую ​​мелочь к своей цели является проблемой. Он будет дрейфовать с течением, и, когда он находится под водой, АПА не может слушать радиосигналы, передаваемые спутниковой системой глобального позиционирования (GPS), на которую сейчас полагается большая часть навигации. Но у Терри Слоана, босса ecoSUB Robotics, есть и акустический ответ на этот вопрос. Он планирует добавить к мелководью наземный дрон, который будет принимать сигналы GPS, а затем передавать акустические данные о своем местоположении подводным дронам.Таким образом, АПА будут знать, где они находятся.

Наномодемы также могут помочь составить карту дна океана. Около 95% морского дна не исследовано, поэтому крупная нефтяная компания Shell спонсирует приз (Ocean Discovery XPRIZE) за лучший способ его картирования. В один из финалистов конкурса, Team Tao, вошли члены группы наномодемов из Ньюкасла. Схема Team Tao включает в себя беспилотное надводное судно, выпускающее десятки торпедоподобных модулей Bathypelagic Excursion Module (BEM), каждый длиной 1,3 метра.БЭМ падают на морское дно мелкой косой, сканируют местность с помощью сонара и возвращаются, чтобы загрузить свои данные и зарядить свои батареи. Находясь под водой, они остаются в правильном строении, обмениваясь информацией через свои наномодемы.

Члены команды Тао подсчитали, что их подход будет стоить сотую часть стоимости обычного исследовательского корабля, использующего обычный АПА, для выполнения той же работы. Это может открыть огромные просторы морского дна для науки и торговли.

Эта статья появилась в разделе «Наука и технологии» печатного издания под заголовком «Маленькое — это красиво»

Наконец, ученые выяснили, как отправлять сообщения с подводных лодок на самолеты

Если вы смотрите фильм, в котором подводная подводная лодка взаимодействует с самолетом, вам понадобится некоторая творческая лицензия — гидроакустические волны, используемые подводными лодками, не могут достигать воздуха, а радиоволны, используемые самолетами, вообще не распространяются. хорошо под водой.

Это всегда создавало проблемы для связи между подводными и бортовыми аппаратами, а также при поиске потерпевших крушение подводных лодок, кораблей и самолетов. Подводным лодкам часто приходится выходить на поверхность для отправки сообщений, что также может дать информацию об их местонахождении.

Однако группа ученых из Массачусетского технологического института (MIT) разработала систему, позволяющую подводным лодкам и самолетам связываться друг с другом, хотя в настоящее время скорость передачи данных очень низкая и только в одном направлении. .

«Попытка пересечь границу воздух-вода с помощью беспроводных сигналов была препятствием», — говорит старший исследователь Фадель Адиб. «Наша идея состоит в том, чтобы превратить само препятствие в среду, через которую можно общаться».

Система — официально называемая трансляционной акустической радиочастотной связью (TARF) — использует сигнал сонара от стандартного акустического динамика для создания крошечной ряби на поверхности воды, ряби, которую обычно не замечают.

Эта рябь примерно в 100 000 раз меньше самой маленькой океанской ряби.

Но с правильным оборудованием, а именно с новым высокочастотным радаром, разработанным исследователями, можно уловить рябь, создаваемую звуковыми сигналами, поскольку они мешают отражающимся радиоволнам. Они становятся нулями цифровой коммуникации.

«Отражение радара будет немного изменяться, когда у вас есть какая-либо форма смещения, например, на поверхности воды», — говорит Адиб. «Улавливая эти крошечные изменения угла, мы можем уловить эти изменения, которые соответствуют сигналу сонара.»

Рябь, вызванная подводным эхолотом, может быть очень и очень маленькой, но они вибрируют с гораздо большей частотой (движутся намного быстрее), чем обычные волны. Это означает, что новый радар может их обнаружить, используя тщательно разработанный алгоритм

В ходе 500 тестовых прогонов в резервуаре для воды и двух плавательных бассейнах TARF доказал способность передавать ряд сообщений из воды в воздух, в том числе одно, которое гласило: «Привет из-под воды».

На данный момент новая система не может передавать данные очень быстро — несколько сотен бит в секунду, что хуже, чем у старого модема коммутируемого доступа, но примерно на уровне других методов подводной связи.

Plus, TARF работает только в воде, где высота поверхностных волн составляет менее 16 сантиметров (6,3 дюйма). Тем не менее, это значительный прорыв в области связи вода-воздух, и исследователи уже работают над совершенствованием своих методов.

Потенциально новая технология может однажды позволить судам подводного мониторинга передавать данные подслушанным дронам, не возвращаясь на поверхность, а также восстанавливать потерянные бортовые самописцы и поддерживать связь с подводными лодками и самолетами, как мы уже упоминали.

«Он может справиться с безветренными днями и справиться с определенными водными нарушениями», — говорит Адиб. «Но [чтобы сделать это практичным] нам нужно, чтобы это работало все дни и при любой погоде».

Исследование еще не опубликовано, но будет представлено на конференции SIGCOMM в Будапеште.

Массачусетский технологический институт развивает беспроводную связь «вода-воздух»

Этот сайт может получать партнерские комиссионные за использование ссылок на этой странице. Условия эксплуатации.

Вы можете без проводов общаться с людьми на другом конце света в реальном времени, но для подводной лодки по-прежнему невозможно разговаривать с самолетом.Они оба используют системы, разработанные для их среды, и эти системы несовместимы. По крайней мере, до сих пор не было. Исследователи из Массачусетского технологического института разработали технологию, позволяющую связать подводный мир с открытым воздухом.

В большинстве случаев беспроводная связь на Земле осуществляется посредством радиоволн, которые легко распространяются по воздуху. Однако они быстро растворяются после попадания в воду. Между тем подводные лодки и другие подводные устройства полагаются на гидролокатор — звуковые волны, которые могут перемещаться через воду на большие расстояния.Эти две системы обычно не соединяются. Фадель Адиб и Франческо Тонолини из MIT Media Lab создали межсетевое соединение, называемое трансляционной акустической радиочастотной связью или TARF.

Система состоит из двух частей. На подводной стороне есть динамик, который выдает звук (как сонар). Эти волны давления расширяются наружу, пока не достигают поверхности. Он может использовать разные частоты для передачи данных. Например, 0 может быть волной в диапазоне 100 Гц, а 1 может быть волной 200 Гц.

Звуковые волны вызывают незначительные колебания, когда они разбивают поверхность, но эта рябь составляет всего несколько микрометров в высоту. Обычно здесь происходит отключение, но команда построила специальный радар, который излучает сигналы на поверхность воды в миллиметровом диапазоне волн от 30 до 300 гигагерц. Это тот же частотный диапазон, который будет составлять основу мобильных сетей 5G. Сигналы отражаются обратно в конусы радара, но вибрации от звуковых волн, достигающих поверхности, вызывают небольшие модуляции сигнала.Расшифровывая эти сигналы, TARF может собрать сообщение, отправленное подводным динамиком.

TARF может поддерживать более высокие скорости передачи данных за счет одновременной передачи нескольких сигналов с использованием метода, называемого мультиплексированием с ортогональным частотным разделением. Это позволяет за один звуковой сигнал переносить сотни бит данных, и приемник радара на удивление хорошо их считывает. Команда протестировала TARF в резервуаре для воды и бассейне с активными пловцами. Даже небольшие волны на поверхности могут быть в тысячи раз больше, чем колебания, считываемые TARF, но частота этих волн намного ниже. Исследователи разработали систему, которая концентрирует внимание на высокочастотных сигналах с низкой амплитудой и фильтрует все остальное.

Первые испытания прошли успешно, но в настоящее время TARF ограничен несколькими метрами разделения. Команда надеется, что TARF в конечном итоге позволит подводным аппаратам и датчикам связываться с самолетами, когда они летают над головой.

Теперь читайте: с новой технологией обработки изображений Массачусетского технологического института теперь вы можете судить о книге прямо через обложку, резервная камера вашего следующего автомобиля может обнаруживать движущиеся и неподвижные опасности, и Университет Дьюка создал первый в мире акустический плащ-невидимку.

Как Беспроводная связь вода-воздух может революционизировать морские исследования | Инновация

Мы можем общаться по видеосвязи с астронавтами на борту Международной космической станции и смотреть прямые трансляции с замерзших высот Эвереста.

Но общение с подводной лодкой или аквалангистом? Не просто. Отсутствие жизнеспособных методов обмена данными между подводными и бортовыми устройствами уже давно разочаровывает ученых, инженеров, дайверов и военных.

Теперь исследователи из Массачусетского технологического института разработали метод, способный произвести революцию в подводной коммуникации.

«Мы показали, что на самом деле возможно общаться из воды в воздух, что является давней проблемой», — говорит Фадель Адиб, профессор Media Lab Массачусетского технологического института, руководивший исследованием.

Сложность связана с тем, что подводные и воздушные датчики используют разные типы сигналов. Радиосигналы, которые отлично работают в воздухе, плохо летают в воде. Сигналы сонара, используемые подводными датчиками, отражаются от поверхности воды, а не достигают воздуха.

Исследователи Массачусетского технологического института разработали систему, которая использует подводный передатчик для отправки сигналов сонара на поверхность, создавая вибрации, соответствующие единицам и нулю данных. Затем наземный приемник считывает и декодирует эти крошечные колебания.Исследователи называют систему TARF (трансляционная акустико-радиочастотная связь).

По словам Адиба,

TARF имеет множество потенциальных применений в реальном мире. Его можно было использовать для поиска сбитых самолетов под водой, считывая сигналы от гидроакустических устройств в черном ящике самолета. Это могло позволить подводным лодкам общаться с поверхностью. И это может значительно упростить морские исследования, позволив ученым развернуть подводные датчики, которые передают данные обратно в воздух в реальном времени.Прямо сейчас любые данные, собранные под водой, должны быть доставлены устройством на поверхность, прежде чем их можно будет изучить.

«Наблюдать за океаном очень сложно, поэтому большая часть океана остается неизученной», — говорит Адиб. «Используя эту технологию, теперь вы можете развертывать датчики, осуществлять непрерывный мониторинг и отправлять данные во внешний мир. Вы могли бы изучать морскую жизнь и получить доступ к совершенно новому миру, который все еще в значительной степени недосягаем для нас сегодня ».

Сейчас технология низкого разрешения, но Адиб считает, что однажды ее можно будет использовать для потоковой передачи видео.Представьте себе камеры для наблюдения за акулами для наблюдения за местами размножения или живые трансляции странных форм жизни в траншеях.

«Поверхность океана является серьезным препятствием для передачи данных и связи, — говорит Эммет Даффи, директор сети морских обсерваторий Тенненбаума Смитсоновского института. «Морские ученые используют множество датчиков, которые нам в настоящее время приходится посещать под водой, чтобы загружать данные. Если бы данные можно было передавать по воздуху, как это может быть для датчиков на суше, это могло бы произвести революцию в нескольких областях морских биологических исследований. «

Даффи говорит, что подводно-воздушная связь может позволить получать данные слежения от крупных морских животных, снабженных метками, без необходимости их повторного отлова, что может помочь ученым понять миграцию и модели среды обитания. Его также можно использовать для автоматического получения данных с подводных датчиков на месте, позволяя ученым отслеживать вредные виды водорослей или других животных по мере их прохождения. Это может помочь дайверам, проводящим биологические исследования, использовать онлайн-инструменты под водой.

Адиб и его аспирант Франческо Тонолини выступили соавторами статьи о технологии, которую они представили на конференции по передаче данных в августе.

Первоначальное испытание концепции было проведено в бассейне Массачусетского технологического института на максимальной глубине около 11 или 12 футов. Следующие шаги исследователей — увидеть, работает ли TARF на гораздо больших глубинах.

«Мы хотим, чтобы это стало возможным и работало на десятках, сотнях и даже тысячах метров», — говорит Адиб.

Команда также экспериментирует с тем, насколько хорошо эта технология работает в различных условиях — высоких волнах, штормах, среди кружащихся косяков рыб. Они также хотят посмотреть, смогут ли они заставить технологию работать в другом направлении — воздух в воду. Это позволило бы ученым общаться с подводными устройствами; например, сброс параметров на морском мониторе.

«Это очень интересная демонстрация, хотя и в ограниченном масштабе, возможности использования микроволнового радара в качестве связующего звена между бортовым устройством и подводной акустической системой», — говорит Джефф Нишам, преподаватель Университета Ньюкасла в Великобритании. , изучавший подводную акустику.«Как отметили авторы, необходима дальнейшая работа для исследования масштабируемости системы, чтобы увидеть, могут ли быть достигнуты полезные диапазоны как для воздушного, так и для морского канала с практическими уровнями мощности, а также для понимания влияния более реалистичных волновых условий на поверхность моря ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *